10 августа, в день памяти Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», состоялся 15-й ежегодный крестный ход и Божественная литургия под открытым небом в селе Старая Шегарка. Богослужение прошло на месте утраченного храма в честь чудотворной иконы XVIII века, стоявшего в нескольких километрах от современного села Мельниково Шегарского района. От Одигитриевского храма в райцентре до поселка Старая Шегарка — бывшего села Богородское и прошел крестный ход, который возглавили митрополит Томский и Асиновский Ростислав и епископ Колпашевский и Стрежевской Филарет.
Архиереям сослужило духовенство Томской митрополии.
В традиционном крестном ходе и Литургии приняли участие десятки местных жителей и томичей, специально приехавших на праздник.
Сказание об иконе Одигитрии Богородской написано неизвестным автором. Рукопись сообщает, что на левом берегу Оби было место, заселённое татарами, где издревле слышался колокольный звон. Вскоре после заселения Томска, братья Сваровские и Илларион Байгулов купили это место с колокольным звоном. Они поселились там и устроили небольшую часовенку на древесном пне, где поместили печатный образ Божией Матери в киоте. Постепенно вокруг образовался посёлок, где всё чаще и чаще стали слышать колокольный звон. Наконец, в 1702 г. жители посёлка послали доверенного по имени Дмитрий в Тобольск к известному иконописцу отцу Василию с просьбой написать образ Пресвятой Богородицы Одигитрии-Путеводительницы. Однако найти хорошего иконописца в Томске они не смогли. Тогда было принято решение направить в Тобольск насельника Димитрия и там заказать икону. Было это в 1702 году. Прибыв в духовную столицу Сибири, Димитрий особым Божиим изволением и молитвами Царицы Небесной, разыскал искусного в иконописании священника церкви Воскресения Христова отца Василия и обратился с нему с просьбой о написании святого образа. Благочестивый и благоговейный священник с усердием принялся за порученное дело. Когда работа была завершена, иерей Василий пригласил Димитрия и вручил ему новонаписанную икону. «Сказание о Богородский иконе Божией Матери» передает трогательный диалог иконописца с Димитрием. «Добре написал еси, о честный иерею и дивный изографе, образ моея Владычицы Пресвятыя Богородицы Марии! Та за благия труды твоя воздаст тебе Своим милосердием многое, еже око не виде, ухо не слыша и на сердце человека не взыде». Он же с радостными слезами, взяв на руки своя образ Богородичен, отдаде его Димитрию, рек: «Се, ты по желанию твоему даде Владычице видети святой образ! Прими его и неси честно Честнейшую херувим на Самой Ею любимое место». Ко образу же богородичну рече со слезами: «Иди, иди, Владычице, яко в Горняя к Елисавети со тщанием, носящи во утробе Превечнаго, посетити неплодную и родити хотящую изволением в Тебе Носимаго. Како бо тамо утешила еси Твоим пришествием пророка носящую, тако и ныне, о Владычице, во Твоем сем святом образе утеши Тебе желающих и ждущих Твоего, Царице, пришествия. Спасай на Тя уповающих и не остави к Тебе прибегающих, но соблюдай и спасай Твоим заступлением, о милостивая ангелом и человеком Владычице!»
Икону Одигитрии Богородской чтили по всей Томской губернии. Ежегодно 21 мая святой образ приносили в Томск. Ежегодно, 19 мая, начиная с 1709 г., крестным ходом выносили святую икону Одигитрии из села Богородского, и с остановками в сёлах Киреевском, Нелюбине, Лаврове, Нижне-Сеченове, Губине, в Одигитриевском храме села Зоркальцева, приносили к 21 мая в Томск. Старики помнят, каким праздником для верующих был крестный ход. Все от мала до велика, выходили встречать икону Путеводительницы, с хлебом-солью присоединялись к ходу, некоторые шли до самого Томска.
Со временем маршрут крестного хода расширился. Во второй половине 19 века, до крестного хода в Томск, Богородская Одигитрия совершала путешествие по Уртамскому, Вороновскому и Кожевниковскому приходам. Затем икона ненадолго возвращалась в Богородское, а оттуда прибывала в Киреевское. Хотелось бы привести яркое описание встречи Богородской иконы в селе Киреевском, присланное в 1893 г. в «Томские Епархиалные Ведомости» священником Иоанном Косминым. «3 мая в 8 часов утра из церкви села Богородского, при колокольном звоне, вынесли святую икону при крестном ходе по направлению к перевозу, где ожидал уже паром, убранный берёзками. По совершении молебна, икона поставлена была в походный киот и вынесена на паром. В это время на пароме хор мальчиков и девочек из Киреевского училища запел «Заступнице усердная». Народ, стоящий на берегу, молился с коленопреклонением, до тех пор пока, наконец, по выходе на другой берег, шествие из 600 человек не скрылось в лесной чаще. На 25-верстном расстоянии до села Киреевского находится две деревни, в каждой из них икону встречали с хлебом-солью и служили общие молебны. Было 4 часа вечера, когда подносили икону к селу Киреевскому. Из местной церкви на встречу иконе вышел крестный ход при большом стечении народа. На месте встречи был поставлен стол, кругом уставленный ельником. Старичок вышел вперёд с хлебом-солью приветствовать Богоматерь. Затем икона была вынута из киота и поставлено на стол. Началось торжественное пение молебна, по окончании которого священник села Богородского благословлял иконою, а местный священник окроплял святою водою народ. Шествие двинулось по улице, убранной с обеих сторон ельником, икону несли по улице два священника, а певчие пели пасхальный канон. Село и церковь приняли праздничный вид; везде были поставлены ёлки, на домах и около церкви развивались флаги. Было отслужено всенощное бдение Пресвятой Богородице. До восхода солнца народ стал стекаться в церковь, литургия началась в 7 часов утра. Молебны по домам, торжественно и с певчими, длились около часа. В селе Киреевском более 200 дворов, пришлось служить всю ночь. Принимали икону как богатые, так и бедные и приносили на приклад – полотенца, скатерти, шали и т.п. Во время пребывания иконы в селе никто не отлучался на работы, все праздновали, ходили массою за иконою. Хоровое пение при молебнах, наконец, перешло в общее: народ пел в домах и на улице. Поистине то было народно-религиозное торжество! Но особенно торжественны были молебны ночью: при свете множества свеч, убогие избы превращались во что-то чарующее, казалось, не икона только, а сама Владычица мира, чистая, кроткая присутствует с нами и молится за нас, вливая надежду, что молитвы наши будут услышаны: хотелось молиться и, чтоб эти минуты длились без конца! 10 мая в 3 часа утра при большом стечении народа, по отслужении молебна с акафистом святая икона унесена обратно в село Богородское».
Размеренное течение народной и церковной жизни в нашей стране было нарушено после революционных потрясений 1917 года. Безбожная власть, подвергая поруганию многие святыни, не обошла вниманием и Богородскую икону. С нее был снят драгоценный оклад, украшавший икону более 60 лет. Но святыня оставалась в храме, утешая и укрепляя верующих в непростое время. Но Господу было угодно, чтобы святой образ Его Пречистой Матери разделил судьбу нашего многострадального народа. В 1937 году храм был закрыт. Многие церковные иконы были уничтожены, некоторые спасены прихожанами и укрыты по домам. Следы чудотворной иконы теряются на многие десятилетия. Многие были уверены в том, что она безвозвратно утрачена. В 2009 году икона была обнаружена среди икон Троицкой церкви г. Томска, куда она была передана благочестивыми христианами. Долгое время икона находилась под инородным окладом, почему не сразу была опознана.
9 августа 2009 года в 13 часов 45 минут раздались мерные удары большого колокола Троицкой церкви города Томска. Они возвестили о празднике второго обретения чудотворной Богородской иконы Божией Матери «Смоленская-Одигитрия». Со всех сторон к храму тянулись люди разного возраста и положения, образования и профессий. Их всех объединяла одна радостная весть, в последние дни передававшаяся из уст в уста – древнаяя чудотворная икона «Одигитрии» из села Богородского, ранее считавшаяся безвозвратно утраченной, вновь обретена. Многие были уверены в том, что Сама Царица Небесная в год 175-летия Томской епархии вновь даровала Свой образ православному сибирскому народу.
Фото Виктории Лукиной.