Один из самых значимых праздников в еврейской традиции Рош ха-Шана или еврейский Новый год пройдет со 2 октября по 4 октября 2024 года. Каждый год празднование в Израиле и в еврейских общинах по всему мира приходится на разные даты. От чего это зависит, каковы истоки праздника и что обычно делают в эти дни разберемся в этой статье.
Значение праздника
Рош ха-Шана — это первый день еврейского Нового года. Празднуют его два дня подряд в новолуние осеннего месяца Тишрей по еврейскому календарю, что приходится на сентябрь или октябрь. Это связано с тем, что их календарь лунно-солнечный, следовательно, еврейские праздники являются подвижными относительно календаря гражданского. Год начинается с Авива (сейчас Нисан после того, как евреи вышли из Египта) —весеннего месяца, который приходится на март-апрель григорианского календаря. Получается, что седьмой месяц Тишрей считается днем рождения мира, поскольку Бог сотворил мир именно в седьмой месяц, поэтому с него и начинается летоисчисление.
Стоит принять во внимание, что Рош ха-Шана — это не только день, когда начинается Новый год, но и суд Бога над всем миром. Считается, что в это время Бог предопределяет судьбу каждого человека на грядущий год (отмечает, какой будет у кого доход, выносит приговор: кто умрет в этом году, а кто будет жить и т.п.). Повлиять на божественное решение может молитвенная служба в эти дни, а также искреннее раскаяние человека.
С Рош ха-Шана начинаются так называемые "Дни трепета" или "Десять дней раскаяния", когда принято обдумывать свои поступки за год, анализировать их и каяться в совершенных грехах. В это время у Бога раскрыты три книги: в первой записаны имена праведников, во второй — грешников, а в третьей — большинство людей, которые совершали как хорошие, так и плохие поступки. Неотделимым элементом праздника является как раз пожелание быть записанным в "Книгу жизни". Именно искренняя вера, что Бог желает всем добра, способна превратить это время в праздник.
Празднование
Во время Рош ха-Шана евреи соблюдают несколько традиций и обрядов для того, чтобы подготовиться к наступлению Нового года. Например, за 18 минут до заката в канун первого дня зажигают свечи. В основном это доверяют женщине, но в случае, если она не может это сделать, то это сакральное действие доверяют мужчине. Традиционно зажигают 2 свечи, тем не менее можно зажечь и больше (по количеству детей в семье). Интересно, что самостоятельно создавать огонь запрещено, т.е. не получится зажечь спичку или зажигалку: огонь должен быть передан от уже горящей свечи.
После службы в синагоге евреи накрывают праздничный стол, на котором обязательно есть круглый, в форме венка, хлеб хала. Он символизирует цикличность времени.
Также необходимо поставить на стол мед, в который окунают хлеб и яблоки, чтобы следующий год был таким же сладким.
Традиционно на стол ставят и гранат, который считается символом праздника, но иногда его заменяют яблоками. Категорически запрещено есть горькую и сладкую пищу, чтобы — по аналогии с медом — не накликать беду и горести. Также в основном не едят орехи, поскольку числовое значение слова "орех" на иврите равно числовому значению слова "грех", о котором нельзя упоминать в этот священный праздник.
На протяжении всех двух дней евреи ходят в синагогу и слушать шофар — ритуальный духовой инструмент из бараньего рога. Его звуки символизируют призыв на Божий суд, а также напоминают о баране, которого принес в жертву Авраам. Однако есть и другое толкование этого священного обычая. Считается, что звуки шофара сбивают с толку сатану, который сообщает грехи человечества Богу в этот самый момент, поэтому он не может прочесть весь свой обличительный список.
Есть еще один обряд, связанный с еврейским Новым годом, который называется ташлих. Во время этого ритуала евреи собираются на берегу водоема и вытряхивают из карманов крошки, читая при этом молитву. Считается, что этот обряд символизирует избавление от грехов уходящего года.
В дни Рош ха-Шана близкие дарят друг другу подарки и отправляют открытки тем, кто живет далеко.