В концертном зале Центра культуры ТГУ состоялась томская премьера фильма «Россия как сон» и творческая встреча с режиссером картины Андреем Сильвестровым. Мероприятие стало частью мультимедийного выставочного проекта «Прибытие поезда», который проходит в Сибирском филиале Росизо-ГЦСИ при активном участии ТГУ.
– Два года назад мы с товарищами решили сделать совместный проект и пригласили всех участников Канского фестиваля. Среди них были не только люди, которые занимаются кино, но и поэты, архитекторы, кураторы, для некоторых это был первый опыт работы на площадке. Каждому было предложено посмотреть на мир, который нас окружает, и представить, что цивилизация, в которой мы находимся, скоро исчезнет, посмотреть на нее как бы чуть-чуть сверху. Мы представили вам 22 взгляда сверху, – рассказал Андрей Сильвестров .
Андрей не единственный режиссер фильма «Россия как сон». Фильм снят интернациональной командой Международного Канского видеофестиваля (город Канск, Красноярский край). Это 22 автора, и каждый снимал, что хотел. В итоге получилось больше 12 часов очень разного материала, и объединить его в единое высказывание оказалось практически нереально. Современным авторам помогла работа с древним религиозным текстом.
– Мы встретились с нашим другом Ури Гершовичем , который является специалистом по иудаике. Он провел для нашей творческой группы мастер-класс «Как устроено смыслообразование в Торе». А оно устроено как мультитекст: на одной странице идет сразу несколько повествований, причем формально никак не связанных. Искусство еврейских мудрецов состоит в том, чтобы открыть Тору и сделать свое правильное толкование. После этих занятий мы поняли, как монтировать наш фильм. Дело не в самой религии, а в методе, поэтике и структуре текста, – объяснил Андрей Сильвестров .
Драматизм и абсурд соединились в фильме через сюжеты, в которых люди рассказывают про свою собственную смерть, как будто она уже случилась. Режиссер подходил к незнакомцам, спрашивал: «Как вас зовут? Могу я взять у вас интервью? У меня к вам большая просьба: надо отвечать очень честно!» И дальше говорил: «Расскажи про день, когда ты умер». И человек начинал импровизировать, ведь он не знал, что его ждет.
– Человек вроде бы рассказывает о смерти, но в этот момент он импровизирует, рождает мысль. На этом противоречии между грустной темой и очень живым рождением чего-то нового мы пытались сделать фильм, – уточнил режиссер.
Сегодня активно обсуждается роль, которую университет должен играть в городском сообществе и в регионе, – вуз должен становиться не просто центром науки и образования, а фабрикой смыслов и новых идей для развития города.
– Сейчас мы активно создаем партнерскую сеть с учреждениями культуры в Томске, столичных центрах, с зарубежными партнерами, ищем различные формы взаимодействия в этой сфере. Университеты во всем мире являются важными субъектами культурной политики и регионального развития. И проект «Прибытие поезда» – одна из таких точек сотрудничества ТГУ с Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО-ГЦСИ . В дальнейшем Институт искусств и культуры ТГУ планирует развивать с ними выставочную, исследовательскую и образовательную линии сотрудничества, – рассказывает Дмитрий Галкин , и.о. директора ИИК.
Добавим, что мультимедийный проект «Прибытие поезда» будет работать в Томске до 27 октября. Посмотреть его можно в Сибирском филиале Росизо-ГЦСИ. Эти и другие мероприятия представлены в афише Института искусств и культуры ТГУ на сайте iik.tsu.ru .