В Томском госуниверситете прошла реставрационная экспертиза Восточной коллекции живописи, графики и прикладного искусства конца XIX – начала XX вв., которая хранится в фондах Музея археологии и этнографии ТГУ. После экспертизы и обучения художников-реставраторов ТГУ тонкостям работы с восточными экспонатами планируется начать восстановление серии живописных китайских изображений, выполненных на тетрапанаксе, и японских и китайских гравюр. Все это экспонаты из первой коллекции музея, собранной к открытию университета в 1888 году.
Экспертизу и научно-практические семинары для художников-реставраторов университета провела зав. лабораторией научной реставрации восточной живописи Государственного Эрмитажа Елена Шишкова . Поскольку восточные произведения искусства изготавливаются по особой технологии, отработанной столетиями, подходы к реставрации этой живописи очень специфические. Нужно знать технику исполнения материала, технику изготовления памятников искусства.
Вместе с сотрудниками ТГУ Елена Шишкова изучила Восточную коллекцию музея, в которую входят предметы искусства из Китая, Японии и Тибета. Здесь есть буддийские иконы танка, которые выполнены клеевыми красками на грунтованном с двух сторон холсте, а также свитки, веер, народные картины, традиционные гравюры и альбом с гравюрами на рисовой бумаге.
– В ТГУ хранится альбом с живописью высокого качества, очень тонкой, изящной, – отметила Елена Шишкова . – Но проблема этого материала в том, что со временем он теряет свою эластичность, становится хрупким и ломким. И это вызывает большие потери материала, потому что там нет волокон, как в бумаге, это природная целлюлоза.
Первые образцы восточного искусства поступили в университет еще до 1888 года благодаря активной общественной деятельности устроителя ТГУ Василия Марковича Флоринского , который занимался в том числе и формированием фондов науки и искусства будущего Императорского университета. Но уже тогда многие предметы живописи были наклеены на листы плотной бумаги, скорее всего, это делалось бывшими хозяевами картин и свитков для сохранности. Вот только такой способ хранения оказался губительным, например, для хрупкой китайской бумаги.
– Потом были небрежные починки – скорее всего, реставратор не владел технологией и употребил клей, который был под рукой, – силикатный. А это страшно для документов даже, уж я не говорю про изобразительные экспонаты, – пытается восстановить историю Елена Шишкова . – Клей со временем кристаллизуется и превращается почти в стекло. Кроме того, это очень сильная щелочь, которая просто разъедает бумагу и красители. Такие подклейки, к сожалению, есть. И чтобы их удалить, нужна многоступенчатая реставрационная процедура.
После оценки фондов и проведение первых семинаров был составлен перспективный план реставрационной экспертизы и реставрационных работ. В первую очередь предстоит восстановить серию живописных китайских изображений, выполненных на тетрапанаксе, японские и китайские гравюры.
В дальнейшем специалисты Государственного Эрмитажа готовы и дальше выступать консультантами и партнерами университетских художников-реставраторов в проведении реставрации памятников искусства. Реставраторы ТГУ также планируют побывать на стажировках в Эрмитаже.
Реставрационная экспертиза и научно-практические семинары организованы в рамках проекта «Развитие музейного пространства как части культурно-просветительской инфраструктуры ТГУ». Специалист Эрмитажа работал в ТГУ по приглашению ректора Эдуарда Галажинского и директора Экскурсионно-просветительского центра музеев ТГУ Людмилы Панкратовой .