«Мои студенты — это друзья и единомышленники»

На лавочке у Патриарших прудов
«Мои студенты — это друзья и единомышленники»
На пресс-конференции в Томске
Мастер и Маргарита
Фото: tomskw.ru
«Театр должен быть домом, и чтобы на сцену выходили братья» Григорий Козлов

В Томске в рамках проекта «Большие гастроли» побывал театр «Мастерская» Григория Козлова из Санкт-Петербурга. На гастроли привезли три спектакля: «Мастер и Маргарита», «Старший сын» и «Бременские музыканты». До настоящего времени этот театр был мало знаком томичам. 23 октября театру исполняется 9 лет, но он уже завоевал внимание и любовь петербуржцев. В зале всегда аншлаг.

«Большие гастроли» — это масштабный театральный проект. В прошлом году на гастроли в Томск приезжал Московский театр «Сатирикон» (рук. Константин Райкин). В этом году, по словам организаторов, только в сентябре организовано 60 гастрольных проектов. На просторах России ежедневно работает по 20 театров (Театр им. Вахтангова, МХАТ им. Горького, «Современник», Театр наций и многие другие).

На лавочке у Патриарших прудов

Театр на набережной Невы

Удивительная история у театра «Мастерская». Он создан в 2010 г. на базе актерскорежиссерского курса Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. В 2012 г. получил статус государственного. Труппу составляют пять поколений выпускников и студентов Российского института сценических искусств (РИСИ) — ученики известного режиссера, заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии России, профессора Григория Козлова. Первое время тяжело было без своего здания, как без дома. А потом «звезды сошлись»: по инициативе правительства Санкт-Петербурга (губернатор Георгий Полтавченко) театр получил здание на улице Народной, за Володарским мостом, где раньше располагался Петербургский театр «Буфф». Сегодня «дом с дырками» (здание требовало ремонта) превратился в настоящий театр, с гримерками и буфетом.

Сегодня репертуар театра включает около 40 названий для взрослых и детей. Это спектакли, поставленные художественным руководителем театра Григорием Козловым и его учениками — режиссерами. В планах «Мастерской» — «Утиная охота» Вампилова, «Ромео и Джульетта» Шекспира, Платонов, Чехов, Бунин. Григорий Михайлович готов сделать и сериал, если обещанный сценарий будет готов.

У каждого выпуска РИСИ — свой литературный роман, который стал спектаклем. Первый выпуск работал над «Идиотом» Федора Достоевского. Второй выпуск поставил учебный спектакль «Старший сын» Александра Вампилова как комедию, которая стала «шлягером» театра. У третьего выпуска был «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Последний выпуск три года работал над романом «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Театр «Мастерская», со слов руководителя Григория Козлова, живет репетициями: учеба студентов неотделима от актерской игры. Режиссер рассказал на пресс-конференции, как идет работа над романом: чтение, понимание, этюды, исторический экскурс. Погружение студентов в эпоху: что было вокруг романа? Все годы учебы — один большой тренинг мастерства!

На пресс-конференции зашел разговор об особенностях современного поколения. Режиссер отметил, что стажеры — «замечательное поколение», они имеют уважение к профессии и друг другу; много спорят, обсуждают, мыслят. В театре полный интернационал: есть студентка из Финляндии, есть китаянка, есть американка с итальянской фамилией. Сами актеры считают себя смелым поколением, которое ждет чего-то нового: «У нас больше надежд, чем у довлатовцев. У последнего советского поколения была некая обреченность».

Мастерская Григория Козлова знаменита и блестящими выпускниками — молодыми режиссерами. Они хорошо знакомы томичам по репертуару Томского ТЮЗа — Екатерина Гороховская («Братец Лис и братец Кролик»), Тимур Насиров («Дубровский», «Музыка ночью»), Дмитрий Егоров («Крестьяне о писателях», «Песни о Родине»).

Марина Дмитриевская, театральный критик «Петербургского театрального журнала», несколько дней подряд смотрела их постановки в ТЮЗе и написала статью для последнего номера журнала. «Козловцы», как называют учеников Григория Михайловича, не говорят, а делают. Все им завидуют, на них сегодня ровняются.

Выпускники боготворят своего учителя. По натуре он — романтик и идеалист, верящий в вечные ценности. Козлов создал такой театр, где есть команда — со своим языком, со своим очень добрым отношением к жизни, к миру и со своим зрителем.

На пресс-конференции в Томске

«Мастер и Маргарита»

Этот роман ХХ века — история о любви и о страхе, правящих миром. Роман впервые был напечатан в журнале «Москва» (1966 г., № 11). Премьера спектакля в Санкт-Петербургском театре «Мастерская» состоялась 19–20 октября 2017 г. Три года студенты репетировали этот спектакль. Он складывался как мозаика, из отдельных пазлов. Каждая сцена оттачивалась месяцами. Созданы тысячи этюдов, лучшие из которых вошли в спектакль. Роман превратился в 50 сцен, к которым режиссер прибавил семь сценических эпизодов — моменты, связанные с судьбой мистического романа и его автора, а также недавние наблюдения о столичной жизни.

Представление в 4 действиях: часть первая «Ваня Бездомный», часть 2 — «Мастер», часть 3 — «Москва и нечистая сила», часть 4 — «Маргарита». Молодые артисты — стажеры, 28 человек, в спектакле «Мастер и Маргарита» сыграли 155 персонажей. Все такие красивые, молодые, пластичные и жутко талантливые. Это было волшебное превращение актеров в каждой новой сцене — новый образ со своим характером и поведением, своей неповторимостью. Впечатляет энергетика спектакля и комплементарность действий — полное взаимопонимание и взаимодополнение. Спектакль очень зрелищный и яркий.

Признаюсь, что я с опаской ожидала сцену шабаша. Не знаю даже, чего боялась больше: увидеть обнаженные женские тела или девушек в обтягивающих трико телесного цвета, имитирующих наготу. Все же решилось красиво, стильно, эстетично, эротично и даже целомудренно. Козлов создал поэтическую сцену «Омовение», которая проходит под «Славянский танец» Дворжака. Мягко извивалось тенью (за белой тканью) стройное тело Маргариты, а вакханки простирают к ней, лежа на полу, гибкие руки. В сценах шабаша и бала Сатаны не было пошлости и примитива.

Постановка романа настолько органичная, настолько близкая к оригиналу, пожалуй, лучшего прочтения «Мастера и Маргариты» я еще не видела. В зале была создана особая атмосфера, зрители чувствовали себя участниками фантастической феерии, этому способствовали и летящие прямо в зал «купюры», и голоса актеров, в разные моменты доносящиеся из разных уголков как сцены, так и зрительного зала.

Роль Мастера великолепно исполнил наш земляк Михаил Гаврилов. Особый проникновенный голос, улыбка, внутреннее спокойствие, мудрость, — образ получился убедительный и запоминающийся. Кроме Мастера, Михаил сыграл роли Степана Лиходеева, следователя НКВД, жильца дома, патологоанатома. В его списке ролей — секретарь Понтия, Арчибальд Арчибальдович, Аркадий Семплеяров, дядя из Киева.

Маргарита (Кристина Куца) — такая трогательная и беззащитная. Замечательно, что любовь играют молодые ребята. Они делают это особенно: нежно, трепетно, чисто, возвышенно. «Звучание чистоты», как выразилась одна из моих коллег.

Понтий Пилат (Никита Капралов) — очень серьезная и сложная роль. Очень талантливый актер! Не по годам глубокий и чувствующий. Не менее убедителен был он и в роли поэта.

Воланд (Глеб Савчук) — невероятный красавец — брюнет 2м 5 см ростом. Ему и делать ничего не надо было с такой богатой фактурой. Запоминающаяся личность.

Парочка Коровьев (Илья Колецкий) и Бегемот (Фома Бызгу) настолько органично вжились в эти образы, что двигаются и думают как персонажи, узнаваемы даже в обыденной жизни. Невероятно пластичны, обаятельны и хулиганисты.

В спектакле представлено переплетение судеб писателя и его героев, прототипов и персонажей, истории и современности, столкновение философского и обывательского взглядов на роман. В первой сцене нас знакомят с женами Булгакова: Таисия Лаппа, Любовь Белозерская и Елена Сергеевна Булгакова в исполнении Анастасии Стебневой. «Чтобы знали», — как процитировал Булгакова сам Григорий Козлов. В последней сцене круг замкнулся: цветы кладут возле портрета Елены Сергеевны, музы писателя. Четверть века редактирования, склеивания вариантов, переписывания, уточнения и пробивания в печать. Благодаря Елене Сергеевне мир увидел роман «Мастер и Маргарита». Самого Булгакова сыграл актер Юрий Насонов. Ребята постарались заглянуть в зеркало прошедшей великой эпохи, сделали ее ближе и понятнее современному зрителю.

Мастер и Маргарита

Спектакль — это командная работа

«Театр — это братство, когда режиссер, актеры, художник, мастер света работают на одну идею и все соучастники общего дела одухотворены ей и становятся одним целым. В театре все профессии — главные», — сказал Григорий Козлов в одном из своих интервью. И успех спектакля «Мастер и Маргарита» руководитель считает общим достижением.

Игра актеров. Сценография. Видеоряд. Музыка. Картины Иеронима Босха. Световые переходы. Декорации. Мизансцены. В спектакле все переплетается искусно и дополняет друг друга. Тонкая ирония, незлые шутки и пародии на современные телепередачи, узнаваемые образы знаменитых ведущих и артистов, современные шлягеры — во всем чувствуется рука мастера, интеллигентность и высокое мастерство.

Музыка спектакля — Альфреда Шнитке, например, «Болеро» Равеля для бала Воланда, и композитора Антона Горчакова, который в спектакле играет Иешуа Га-Ноцри, а в других составах — М. А. Булгакова, литератора Массолита, Эдуарда Разнесенского, нищего на реке и музыканта оркестра. Актеры — все ребята поющие и музицирующие. Они звучат в спектакле живьем и в записи. Есть в постановке собственный музыкальный бэнд и вставные рэп-номера. В женском магазине в варьете Воланда зрители увидели актерские наблюдения о звездах эстрады и кино ХХ века: Любовь Орлова, Марлен Дитрих, Эдит Пиаф, Одри Хепберн, Мерилин Монро, Твигги, Мадонна и Леди Гага.

«Зал полон. Ложи блещут»

В рамках проекта «Большие гастроли» театр уже побывал в Нижнем Новгороде, Казани, Абакане, Улан-Удэ, Иркутске и вот Томск — «Сибирские Афины». На пресс-конференции гостям обещали организовать экскурсию по городу. Они очень хотели бы сходить в ТЮЗ, но времени на это не было. Основное впечатление о городе и его жителях стажеры могли получить только непосредственно в драмтеатре, во время спектаклей. Думаю, что Томск не разочаровал петербуржцев. В зале было много молодежи. На спектакль пришли «родственные души», зрители смотрели спектакль, затаив дыхание. Не даром говорят, что Томск очень похож на Питер, — общая энергетика, «одно дыхание». Благодарили актеров громко и долго, никто не разбегался после спектакля, как это часто бывает после концертов. В антракте многие достали контейнеры и ужинали на верхнем этаже. Это было так мило, так по-домашнему. Еще зрители за два вечера стали как родные, шутили, что все здороваются друг с другом. Мы стали духовно богаче, добрее и человечнее. В Томске «козловцы» нашли своего зрителя!

Фото сцен спектакля взяты с сайта Санкт-Петербургского театра «Мастерская»

ЛЮДМИЛА АРТЕМЬЕВА

 
По теме
Более ста лет ученые изучают физиологию сна. Иван Пигарёв провел сотни экспериментов и выдвинул новую гипотезу о предназначении сна.
Томичке от имени ее начальника позвонил мошенник и выманил 1 млн рублей - ГТРК Томск Томичке позвонил мошенник от имени ее начальника и выманил 1 млн рублей. Женщина стала очередной жертвой аферистов, переведя деньги на "безопасный счет", сообщает пресс-служба регионального УМВД.
ГТРК Томск
Акция "Дарю тепло", с. Баткат - Шегарская ЦКС 16 марта Дом Культуры с Баткат во время проведения народного гулянья  «Маслена  неделюшка», приняли участие во Всероссийской акции  «Дарю тепло» сотрудники  Дома Культуры и библиотеки рассказали молодежи и подросткам,
Шегарская ЦКС