Пройти по канату

Юбилей, бенефис, новая роль – вот поводы для того, чтобы написать портрет актрисы. Но ведь есть просто жизнь. Жизнь, когда утром все идут на работу, а ты никуда не идешь, потому что у тебя нет репетиции. И даже вечером нет спектакля. Можно, конечно, занять себя кулинарией или почитать что-нибудь модное. Но ты все-таки актриса… И надо держать себя в форме. Надо вставать «к станку», как балетные…

«С этим можно и надо жить. И дойти до конца»
Когда Елена Саликова достигла возраста своей 50-летней героини из спектакля «Три высокие женщины», она вновь встала на канат, как делала это в спектакле «Горные великаны»,  когда ей не было и 40, легко прошлась по нему, читая скороговоркой монолог Анны Николаевны из «Окаянных снов». Так начинался ее юбилейный бенефис. 
Для актрисы тема возраста всегда связана с переходом на роли характерные. Но в репертуарном листе Елены Саликовой они появились много раньше. Но что-то есть обманчивое в этом возрасте актерского счастья. Сегодня Елена может выйти на сцену в образе старой няни в «Романе с кокаином» или склочной, завистливой Мак-Куль в «Имажинарии м-ра О. Генри», а завтра - играть элегантную и очень привлекательную Веру Андреевну в «Психоаналитике». В текущем репертуаре Саликовой - героини самых разных возрастов: Милдред в лирической комедии «Женщины на закате в отсутствии мужей», симпатичная молодая Мать в «Амели», средних лет Сьюзан Флауэрз в черной комедии «Мой дом – твой дом», женщина, способная подтолкнуть на измену, в «Прелестях измены». Вот и получается, что возраст для актрисы – это лишь одно из предлагаемых обстоятельств.
- С годами приходит понимание,  как надо играть, - Елена делает акцент на предлоге «как». - Чем больше ты знаешь, тем больше понимаешь, сколько недоиграно. Хочется заново, но по-другому... Впрочем, новая роль – это очередной экзамен на профессионализм.
Амплитуда ее актерских проявлений стала заметно возрастать после того, как она осознала, что давно переросла Машу Караулову из «Чужого ребенка» и  Цейтл из «Поминальной молитвы». То были роли яркие, окрашенные молодостью и связанными с нею ощущениями радости, любви и солнечного счастья. Как и роль в шекспировской комедии «Два веронца». Этой яркой энергией Елена делилась со зрителем щедро, оставаясь в эмоциональных воспоминаниях радостным мотивом. Но самой актрисе хотелось большего.
Далеко не раскрытый актерский потенциал Елены Саликовой я почувствовала в трагифарсе «Почему Колумб открыл Америку». Казалось бы, в этом спектакле на фоне двух главных мужских ролей (их замечательно сыграли Геннадий Поляков и Андрей Сидоров) роль Снегурочки – служебная. Она нужна, чтобы оба солдата-новобранца осознали, что не сделали в своей жизни один шаг… шаг к мечте, шаг в другую жизнь, где за поступком приходит ответственность. Она появлялась, как женщина-видение, как сказочный образ из детства. Но стоило актрисе засмеяться инфернальным смешком, и становилось ясно, что ее Снегурочка – это Смерть, которая пришла за новобранцами. Холодный, с металлическими оттенками смешок, как мороз, пробирал до костей. В том же спектакле режиссер Юрий Пахомов дал возможность Елене Саликовой показать несколько разных по характеру и рисунку образов: первую школьную любовь героя Андрея Сидорова и сверхзаботливую маму героя Геннадия Полякова.
Школьная сцена на качелях получилась одной из самых поэтичных в спектакле. Ее партнером в этом спектакле был муж, Андрей Сидоров. Их потрясающая внутренняя связь и органическое чувствование друг друга ощущались в каждом движении, жесте, в интонациях, даже в молчании. Вот герой Сидорова торопливо и неловко сдергивает школьную курточку, чтобы накинуть ее на плечи девчонки, в которую влюблен, а Она спокойно и уже по-взрослому принимает эти первые робкие знаки внимания. Она смотрит на него и… ждет. Ждет признания. А он медлит, не решается произнести заветные слова. И под мотив «как молоды мы были» она уходит, растворяется в черноте другого пространства… Но сколько в той сцене было оттенков нежности и любви!
-  Мне трудно с ней было играть в «Колумбе», мы постоянно на площадке спорили, уточняли, и каждый оставался при своем мнении, – неожиданно признается Андрей Сидоров.
Тут уместно было бы рассказать, как на самом деле познакомились Андрей и Лена, как он выгнал всех «лишних» из гримерки и три часа пел будущей жене песни. Как играли в волейбол, и как прекрасна была Елена на подаче. И не дай Бог играть с ней в разных командах… Но наша история – не типичная лав стори. Это признание в любви… к профессии.

 

Незабываемые встречи
Инженю. Девочки-женщины. Героини с «прибабахом». Принцессы, Белоснежки, горничные, медсестры, свободные женщины… Взросление шло этапами. Каждая встреча с новой ролью, как с человеком, которым тебе предстоит стать. В те же 90-е репертуарный лист пополняют героини Шекспира и Гольдони, Мольера и Островского. Да, роли второго плана. Но хорошая драматургия дает возможность актрисе работать с небольшим объемом текста как с материалом для внутреннего роста. Рядом со сказочной Снегурочкой возникают острохарактерные  и даже гротескные персонажи. О Саликовой складывается устойчивое мнение, как об актрисе пластичной, музыкальной, с прекрасным чувством комического, поэтому ей удаются роли… второго плана, которые вдруг врезаются в память неожиданным рисунком, интересным приемом.
Такой была ее Полина Андреевна в «Чайке» - любовь-страсть с аккомпанементом рыданий. Пьесу Чехова ставил Александр Бурдонский, режиссер Театра Армии, ученик Марии Кнебель, работавший как актер с Анатолием Эфросом и как режиссер с Владимиром Зельдиным. Работа с таким режиссером – это прикосновение к великой театральной школе, это университеты жизни, это дух русского театра, который стал осязаем и понятен в репетиционном процессе. Роль трагикомического плана актриса строила на контрастах. Полина Андреевна в исполнении Елены Саликовой  – женщина без вкуса, которая все время  пытается быть комильфо, и в этом она была смешна, нелепа и жалка, но в то же время трогательна в своих экстравагантных выходках. И ее было бесконечно жаль, потому что самоотверженная любовь Шамраевой к доктору Дорну (его играл Александр Постников) оказалась не нужной, как подбитая чайка. В этом спектакле каждая из женщин становилась немного чайкой…
Но зревшая в Саликовой драматическая актриса появилась позже. Появилась внезапно, «вдруг» на фоне успешных комических ролей в «убойных» комедиях «Он, она, окно, покойник», «Слишком женатый таксист».  Ее Женщина Б. в «Трех высоких женщинах» удивила многих. Закрытая, строгая, с внутренним нравственным стержнем подкупала стоическим отношением к жизни. Она принимала все удары судьбы как испытания. Ей изменяет муж, любовник издевается, сын отказывается от нее, но спину надо держать ровно и не позволять себе слез, не допускать и тени жалости. «С этим можно и надо жить. И дойти до конца», - в голосе актрисы не было надрыва, обманутых ожиданий, но было осознание своего пути, как пути искупления.
- Стеблюк работал со мной жестко. На репетициях иногда даже говорить не могла, чувствовала – надо уйти. А в чем проблема? А в том, что я по характеру – открытый человек,  играла открытых женщин, а тут надо было найти в себе качества, которых  нет в моей природе. Понимала, что режиссер подводил меня к другому существованию, не к открытости, а к закрытости.

Просто улет!
Роль в «Трех высоких женщинах» неожиданно, но очень явственно отозвалась в роли Матери в спектакле-эскизе «Сыроежки, или Кораблекрушение» по пьесе Ксении Драгунской, который поставил Тимур Насиров в рамках театральной лаборатории «Dramulet» Олега Лоевского. Елена Саликова играла в подчеркнуто гротесковой манере драматическую роль. Ее не складывающееся отношения с дочерью (Олеся Сомова), ее обиды и претензии к бывшему любовнику (Андрей Сидоров) режиссер усилил неожиданным приемом. Как только героиня Саликовой пыталась в общении с близкими утвердить свою правду, свое право диктовать другому, как жить, включалась бензопила, и ей приходилось перекрикивать этот воющий звук. Голос актрисы то сливался с бензопилой, то взлетал отчаянием над шумом и над ситуацией. Но за истерикой чувствовались боль и любовь, огромное желание любить и иметь семью. Увы, в репертуар театра драмы этот спектакль так и не вошел.
И все-таки каждая по-настоящему сделанная работа оставляет след не только в репертуарном листе или зрительской памяти, но и в памяти тела актера. Это как умение ходить по канату. Тот незабываемый спектакль «Горные великаны» по пьесе Л. Пиранделло в постановке Ярослава Федоришина подарил Елене не только  роль Диамант, но и навыки держать равновесие при любых условиях. Даже когда тебя не замечают режиссеры. Даже когда роли оказываются повторением пройденного. Даже когда ты выходишь из того возраста, на который обычно пишут драматурги, и тебе остаются роли комических старух.
- Желание работать над собой вызвано простоями. Раньше спокойно выносила. Потом начала вязать, вышивать (даже иконы вышивала), читать… Но несколько лет назад нашла выход своей энергии. Сначала сама стала заниматься в семинаре СТД у Ирины Промтовой сценической речью, потом начала делиться опытом и знаниями со студентами и своими коллегами.
Через несколько сезонов в творческой биографии Елены Саликовой вновь возникла роль Матери. На этот раз в спектакле Александра Огарёва «Амели». Огарёв – ученик Александра Васильева, это принципиально иная школа, чем школа Бурдонского. Елене удалось проявить себя в этом новом предложенном способе существования. Мать в «Амели» - роль номинальная. У каждого ребенка должны быть мать и отец. В инсценировке повести Амели Нотомб этому персонажу уделено внимания ровно столько, сколько требовалось для развития сюжета. Но усилия актрисы привели к тому, что объем роли превысил предлагаемые возможности. Мать у Елены Саликовой получилась с богатыми обертонами любви, ревности, отчаяния, прощения, сочувствия и удивления. Актриса каким-то непостижимым, но вполне ощутимым способом соединила гротеск и психологизм. Ее Мать - женщина с надломленной, драматической биографией. В этой роли Елена реализовала то, что хотела, но не удалось до конца в роли Софьи Марковны в «Старике» по пьесе Горького – за красивой внешностью кроется умная и тонко чувствующая душа.
Диктат зрителя не менее жесток, чем диктат режиссерский. Зритель привык к комическому проявлению актерской природы Елены Саликовой и ждет ее очередных работ именно в этом ключе. В сезоне 2009 года за роль Веры Андреевны в «Психоаналитике» (постановка Сергея Куликовского)  актриса получила приз зрительских симпатий. И в том, что этот спектакль до сих пор пользуется зрительской любовью, немалая заслуга и  Елены Саликовой. В минувшем сезоне зритель с радостью аплодировал ее героине в «Прелестях измены», а общественность отметила умный и стильный эпизод в «Имажинарии м-ра О. Генри» с участием Елены Саликовой. Даже в эпизоде она была хороша – пластика, интонации сварливой и склочной Мак-Куль запомнились не меньше алого платья главной героини.
Незримые канаты судьбы Елены Саликовой по-прежнему натянуты туго. Она знает, как не терять равновесия.
Татьяна ВЕСНИНА.

 
По теме
18 ноября в актовом зале ОблСовПрофа состоялся финал городского конкурса хореографического решения и театрализации в вокальном творчестве «Детские песни о главном». - Администрация г.Томск Организаторами конкурса являются: департамент образования администрации города Томска и муниципальное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «Созвездие» города Томска.
20.11.2018
 
На днях в Томске с лекцией выступил нейробиолог Александр Панчин. Он — популяризатор науки, автор книги о пользе ГМО и победитель премии «Просветитель» за книгу «Сумма биотехнологий» .
20.11.2018
В рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялась церемония награждения работников российской культуры премией имени Анатолия Луначарского.
19.11.2018
 
Премьера спектакля «Игра» в рамках проекта «Культура малой Родины» состоялась в Томске - Единая Россия 16 ноября благодаря федеральному проекту  «Культура малой Родины» партии «Единая Россия» томичи увидели премьеру в театре «Скоморох» Спектакль «Игра» поставлен по роману Ф.М.
19.11.2018
 
На сцене она умеет, кажется, все. Сыграет на любом инструменте, поговорит на языке жестов, передаст одним взглядом своих огромных сияющих глаз столько, что и слов-то будет не нужно.
16.11.2018
Культурные мероприятия: В субботу, 17 ноября в Музее истории Томска (ул.
16.11.2018
JPG Файл - УМВД Томской области Сотрудниками ОМВД России по Октябрьскому району города Томска возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконные приобретение, хранение,
20.11.2018 УМВД Томской области
Прокуратура Томской области направила в суд уголовное дело о дорожно-транспортном происшествии, в котором смертельно пострадал мотоциклист - Прокуратура Томской области Прокуратура Томской области утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 46-летнего жителя областного центра.
19.11.2018 Прокуратура Томской области
Прокуратура Кировского района г.Томска направила в суд уголовное дело в отношении молодого томича, обвиняемого в применении насилия к сотруднику полиции - Прокуратура Томской области Прокурор Кировского района г.Томска Владислав Шумихин утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 25-летнего томича, обвиняемого в совершении преступления,
20.11.2018 Прокуратура Томской области
Они вели ее от банкомата в торговом центре в Октябрьском районе, где она получила крупную сумму денег.
19.11.2018 Красное знамя
Ежегодно совершается большое количество преступлений, связанных с хищением денежных средств.
13.11.2018 Красное знамя
Бывшего преподавателя Томского политехнического университета обвиняют в трехкратном получении взятки, сообщает пресс-служба прокуратуры.
13.11.2018 Красное знамя
18 ноября в актовом зале ОблСовПрофа состоялся финал городского конкурса хореографического решения и театрализации в вокальном творчестве «Детские песни о главном». - Администрация г.Томск Организаторами конкурса являются: департамент образования администрации города Томска и муниципальное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «Созвездие» города Томска.
20.11.2018 Администрация г.Томск
На днях в Томске с лекцией выступил нейробиолог Александр Панчин. Он — популяризатор науки, автор книги о пользе ГМО и победитель премии «Просветитель» за книгу «Сумма биотехнологий» .
20.11.2018 Агентство новостей ТВ-2
История иконы Казанской Божией Матери Икона Казанской божией Матери — одна из наиболее почитаемых в православном мире святынь, что доказывает огромное количество списков (копий) иконы.
16.11.2018 Томская неделя
30 октября в Томском областном Театре Юного Зрителя прошел IV Межрегиональный творческий фестиваль людей с ограниченными возможностями здоровья «Мир без границ» имени Юрия Ивкина.
16.11.2018 Томская неделя
На сцене она умеет, кажется, все. Сыграет на любом инструменте, поговорит на языке жестов, передаст одним взглядом своих огромных сияющих глаз столько, что и слов-то будет не нужно.
16.11.2018 Красное знамя
Image - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту 16 и 17 ноября томский спортивный комплекс «Юпитер» стал центром празднования 80-летия самбо.
20.11.2018 Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту
Принимаются заявки на назначение стипендии губернатора Томской области для спортсменов и тренеров - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Принимаются представления для назначения спортсменам и их тренерам стипендии губернатора Томской области.
20.11.2018 Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту
Игры продолжаются, и на прошлой неделе «Томь» провела на выезде два матча.
19.11.2018 Красное знамя
В Суздале завершился чемпионат России по пауэрлифтингу (жиму лежа), в соревнованиях участвовали более 180 спортсменов из 41 региона страны.
20.11.2018 Красное знамя
Команду поздравляли с неожиданно успешной первой половиной сезона. Но праздник праздником, а до отпуска еще оставалось четыре тура, четыре непростые встречи в гостях.
12.11.2018 Красное знамя
По иску прокурора Советского района г.Томска суд обязал городскую администрацию принять меры к ликвидации несанкционированной свалки в микрорайоне Наука - Прокуратура Томской области Прокуратура Советского района г.Томска проверила исполнение законодательства об отходах производства и потребления.
20.11.2018 Прокуратура Томской области