Выставка «Сделано в Германии», что открылась в областном краеведческом музее, воплощает наши устойчивые представления об этой стране, где все делается прочно, надежно, качественно, на века и даже тысячелетия. Само название подчеркивает эту ассоциативную связь.
Поводом для выставки послужило международное событие - Год Германии в России, который проходит
под девизом «Строим вместе будущее». Официальное его открытие состоялось в июне в Государственном историческом музее при активном участии глав двух государств. Присутствовал на этом событии и «представитель» томской культуры – Маасско-Рейнская чаша, XII–XIII веков из германской коллекции областного краеведческого музея. Она выставлена в экспозиции «Русские и немцы: 1000 лет истории, искусства и культуры». В августе вместе с другими экспонатами находка томских археологов переедет из Москвы в Берлин, в Новый музей.
Об участии в международном проекте посетителям поведала заместитель директора ТОКМа Светлана Зоркальцева. Она же напомнила, что «музей всегда очень хорошо, очень серьезно относился к теме Германии». И назвала несколько ярких выставок: «Александр Гумбольдт – исследователь и ученый», «Германия. Взгляд с неба», «Немецкие исследователи Сибири». Последний проект был представлен в нескольких вариантах, и его высоко оценили даже министры Германии во время Российско-Германского саммита в Томске. В планах краеведческого музея укрепить связи с немецкой стороной с помощью выставочного проекта «Российские немцы. Диалог культур», который томские музейщики готовят сейчас совместно с коллегами из исторического музея Ганновера. Открытие намечено на 2013 год, и пройдет оно в двух городах.
Грандиозные планы краеведческого музея по культурному сотрудничеству стали своеобразным предисловием к непосредственному знакомству с выставкой «Сделано в Германии». Экспозиция компактная, камерная, уместившаяся в одном зале, но емкая по смыслу. Она дает представление о повседневной жизни Германии, о культуре, образовании и науке, но главное - о Германии как о фабрике Европы XIX-XX веков, не случайно фоном экспозиции стали увеличенные фотографии цехов заводов химической и электротехнической промышленности.
Фактически в экспозиции представлены торговые марки. Самый известный бренд – оптика «Карла Цейсса» - микроскопом конца ХIХ века. Они были закуплены для Томского императорского университета. В то время производство оптических приборов в России практически не существовало, поэтому германские фирмы получили русский рынок в полное и безраздельное пользование. Любопытно, что цейссовские бинокли поставлялись в русскую царскую армию даже во время Первой мировой войны, правда, не из чистой корысти или немецкой пунктуальности, а в обмен на особо чистый шпат из Сибири. А сейчас цейссовское оборудование стоит в Томском планетарии. Еще один бренд - швейные машинки фирмы «Зингер» - хорошо известен русской домохозяйке, с конца XIX века фирма оплела своей торговой сетью все крупные российские города.
Среди приборов, произведенных германской промышленностью в начале XX века, выставлены вольтметр фирмы «Хартманн и Браун» и амперметр фирмы Balda. Самые обычные, рядовые, типичные. Но историю становления технического образования в Томске невозможно без них представить – эти приборы были закуплены в Германии для открывшегося первого технологического института в Сибири. А можно на тот же вольтметр, прибор сугубо физический, взглянуть и с романтической точки зрения – он хранит воздух Германии столетней давности.
Амперметр и фотоаппарат «Hapo 45» выставлены в разных витринах, но между тем они «родственники». В период между двумя мировыми войнами фирма Balda, выпускавшая приборы, измеряющие силу тока, перешла на выпуск фотоаппаратов, которые очень полюбились советским фотографам. По словам сотрудников музея, фотоаппарат, выпущенный в 1937 году, трофейный. Как и коллекция фотографий с видами Германии, в музей они поступили после 1945 года.
Следует заметить, из 19 представленных торговых марок больше половины связаны с военной мощью Германии. Даже фирма, выпускавшая в первой половине ХХ века пишущие машинки «Rheinmetall», перешла на заказы военного министерства. О том, что немцы - воинственная нация, напоминает чугунный товарный знак, вручаемый лучшим оружейникам - «Законное легальное оружие лучшего немецкого фабриканта».
Впрочем, немцы завоевывали мир не только с помощью оружия.
- Название выставки можно толковать и расширительно, в переносном значении, - считает научный сотрудник ТОКМа Зоя Игнатенко. - Ведь многие «измы» тоже «сделаны» в Германии – сентиментализм, романтизм, идеализм, марксизм, коммунизм.
Некоторые из этих «брендов» представлены книгами Гегеля и Гете, а также музыкальными инструментами – фисгармонией и музыкальным ящиком. Благодаря усилиям сотрудника музея Виктора Шнайдера, посетители смогли увидеть принцип действия ящика экспоната и услышать его «голос». Во время открытия прозвучало сочинение немецких композиторов, записанное на одном из металлических дисков. А знаменитое стихотворение Гейне «Лорелея», положенное на музыку, исполнил дуэт «Фаэтон», музыкального коллектива Российско-немецкого дома.
На выставке можно встретить не только торговые марки, но и национальные символы. Набожность, красоту и порядок воплощают домашний резной киот, гипсовый барельеф «Поэт и Муза», фарфоровая скульптура «Девушка и гончар» и сборник «христианских песен для общественных и домашних богослужений протестантов». Кстати, книга использовалась в Томской протестантской кирхе. А вкусовые пристрастия немцев олицетворяют обычные пивные кружки. В витринах выставлены керамические, стеклянные кружки любых размеров. Все они - свидетели расцвета Германии империи до Первой мировой войны. Выставка дает возможность увидеть того, кто и развязал Первую мировую - наследного принца Прусского, будущего императора Вильгельма II до коронации – его портрет помещен на вазе, которая поступила в Томск в 20-е годы из Эрмитажа. И так каждый предмет на выставке – повод для небольшого рассказа.
Татьяна ВЕСНИНА.