Поэтический Олимп Сибири

В семнадцать лет стихи пишут многие. Сочинял и я, но никому не показывал – обжегся о насмешки школьных товарищей. Зато в Томске, поступив на историко-филологический факультет ТГУ, встретил столько начинающих Пушкиных, что голова кругом пошла.

Случилось это в сентябре 1959 года. Счастливое время. Именитые профессора читали нам, зеленым первокурсникам, вводные лекции в лучших аудиториях прославленной Alma mater. Многочисленные объявления звали немедленно влиться в знаменитую хоровую капеллу или театральную студию, вокально-инструментальный или эстрадный ансамбль, рисовальный или хореографический кружок, киноклуб или литературное объединение, заняться спортом, подводным плаванием или какой-то другой самодеятельностью. Я выбрал литобъединение.
Как сейчас помню сороковую аудиторию БИНа (учебный корпус, где когда-то размещалось первое в Томске студенческое общежитие, на строительство которого «шапкой по кругу» деньги собирал еще купец-просветитель П.И. Макушин). В тот вечер она походила на пчелиный улей – так много желающих в ней собралось.
Пристроившись у окна, я поинтересовался у соседей, с какого они факультета. Оказалось, с мехмата, радиофизического, геолого-почвенного и других, ну и, конечно, филологи. Пришли послушать, поспорить, пообщаться. Часть – пишущие, остальные – болельщики.
Очень понравилось мне тогда это слово – болельщики. Применительно к поэзии оно звучало ново и оригинально. В нем объединились такие понятия, как читатель, слушатель, любитель, подсказчик, критик, сподвижник, сопереживатель, знаток и целый ряд других. Болельщики и впрямь оказались знатоками современной литературы, а иные из них не хуже филологов разбирались в тонкостях стихосложения.
Вел заседание старшекурсник с нашего факультета Анатолий Суздальцев (ныне член Союза писателей России, лауреат литературной премии правительства Российской Федерации, один из ведущих поэтов Магаданской области). Для начала он предложил всем желающим прочитать по кругу свои новые, написанные за время летних каникул стихи. На этот призыв откликнулись не только «старички», но и новички. Подмывало присоединиться к ним и меня, но, перебрав в уме свои школьные опусы, я решил, что пока мне лучше посидеть в болельщиках.
Сидел. Слушал. Мотал на ус. После заседания разговорился с ветеранами ЛИТО. Думал, такое чудо есть лишь в университете. Ан нет. В другом старейшем сибирском вузе – Томском политехническом – существовало литобъединение не менее массовое и заслуженное. Имя ему – «Молодые голоса». Но и это еще не все. Активно действовало литературное сообщество при областной газете «Молодой ленинец». Там обычно собирались студенты медицинского, педагогического, института инженеров железнодорожного транспорта (вскоре его перевели в Омск) и других учебных заведений, а также начинающие авторы из различных организаций и предприятий города. А под боком у областного центра – в закрытом городе атомщиков Томск-7 – славилась своими творцами «Березка». Одним словом, Томск как порохом был набит молодыми и не очень молодыми стихотворцами, прозаиками, критиками и жадно внимающими им болельщиками. Объединившись, они устраивали литературные вечера в библиотеках, общежитиях, на площади Революции (ныне Ново-Соборная площадь) и других людных местах города. Спорили. Соперничали: «Что-то лирики в почете,// Что-то физики в загоне.// Так что даже не обидно,// А скорее интересно…»
И приходили к общему знаменателю: стране нужны и лирики, и физики. Ведь художественный образ – ключ к любому серьезному исследованию, к любой творческой работе. Он помогает соединить чувство и разум, опыт и мечту, знание и воображение, делает мировосприятие красочным, объемным, многозвучным.
Талант прозаиков и стихотворцев имели многие видные ученые томских вузов (вспомним В.А. Обручева, М.А. Усова, Н.Н. Урванцева, А.П. Казанцева и их воспитанников). Стоит ли удивляться, что первые литературные кружки в старинном университетском Томске возникли более столетия назад. Поначалу главной задачей их было приобщение молодежи к художественной литературе, обсуждение новинок, творческие встречи. Затем к ним добавилось обсуждение собственного творчества.
Шло время. Формы работы кружков, а затем литературных объединений постоянно совершенствовались. Порой активность их ослабевала, но это и понятно – не каждое новое поколение имеет столько энтузиастов и способных организаторов, сколько имело предыдущее. Однако за отливом всегда следовал прилив.
Именно таким приливом, причем самым мощным и памятным, и стали для Томска шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия. К тому времени здесь родилось свое областное книжное издательство (1959). Одна за другой стали выходить коллективные и авторские поэтические книги, сборники рассказов, повести. Благодаря этому в Томске появились свои члены Союза писателей СССР. В их числе - выпускник историко-филологического факультета ТГУ поэт Василий Казанцев и доктор филологических наук, профессор ТГУ, критик и литературовед Н.Ф. Бабушкин. Ряд лет Николай Федорович редактировал литературно-художественный альманах «Томск». На его страницах публиковались наиболее талантливые авторы всех литературных объединений города и области.
Став ответственным секретарем Томского отделения Союза писателей (октябрь 1963), Бабушкин продолжил объединительную работу. Благодаря его авторитету и организаторскому таланту сложилась довольно стройная система подготовки молодых литераторов. Первая ступень – литкружок или литобъединение, где шло постижение азов литературного творчества. Следующая ступень – обсуждение авторских произведений на городском уровне, чаще всего при газете «Молодой ленинец». Здесь верховодил старшекурсник ТГУ, в будущем известный кемеровский поэт и прозаик, член Союза писателей Геннадий Юров. Ну а высшая инстанция – областной семинар или совещание молодых писателей. Он давал начинающим авторам путевку в журналы, издательства и выше. Пользуясь своим безусловным авторитетом, Н.Ф. Бабушкин приглашал на такие семинары-совещания ведущих писателей страны – Юрия Трифонова, Марка Соболя, Георгия Гулиа, Андрея Некрасова и других.
В 1962 году родилась еще одна традиция. По инициативе редактора многотиражной газеты «За кадры» ТПИ Ренаты Рашидовны Городневой ректорат политехнического института выделил ставку лаборанта для штатного руководителя литобъединения «Молодые голоса». Это было ново и перспективно: превратить вузовское ЛИТО в мини-литинститут – со своей программой, лекционными занятиями и творческим обсуждением. Первым таким «лаборантом» стал наш Василий Казанцев. С того и началось стремительное сближение университетского ЛИТО с «Молодыми голосами».
А дальше случилось вот что. После пятого по счету областного совещания молодых литераторов (1963) известный советский поэт-песенник Виктор Боков, руководивший поэтическим семинаром, воскликнул:
- Томск рожден быть поэтическим Олимпом Сибири!
Его поддержал другой руководитель совещания, не менее популярный в те годы поэт, собственный корреспондент «Литературной газеты» по Сибири Илья Фоняков. И добавил, что у томских вузов есть серьезный соперник – Новосибирский электротехнический институт. Недавно он провел у себя День поэзии, на котором звучали стихи не только самодеятельных стихотворцев НЭТИ, но и лучших поэтов города, а в записи – еще и стихи В.  Маяковского, Э. Багрицкого, С. Есенина, Н. Асеева. И все это в актовом зале института, под олимпийским факелом.
- А факел они откуда взяли? – удивился кто-то из семинаристов.
- Сами смастерили, - улыбнулся Фоняков. – Вместо пламени – полоски алого шелка. Если направить на них вентилятор, они оживут, заструятся, как языки настоящего пламени. Добавьте к этому игру света и стихи, стихи, стихи… Все ярко, зримо, символично, памятно. Вам бы так. Но по-своему.
Подсказка упала на благодатную почву. В начале 1964 года ЛИТО университета провело свой День поэзии. И не где-нибудь, а в читальном зале Научной библиотеки. Повторять оформительские находки НЭТИ мы не стали, пошли своим путем. На базе многотиражной газеты «За советскую науку» издали поэтический сборник, который так и назывался – «День поэзии ТГУ». В него вошли стихи студентов и выпускников прежних лет. По приглашению Бабушкина из Москвы прилетела бригада сотрудников радиостанции «Юность», в том числе известные поэты Алексей Смольников и Инна Кашежева. К ним присоединились университетские стихотворцы и активисты из других объединений, прежде всего – «Молодые голоса», наши главные друзья и соперники.
А весной они провели свой День поэзии, я бы сказал, ответный, конкурсный, да так провели, что и до сих пор о нем легенды ходят.
Гостями политехников стали Александр Балин и Алексей Заурих из Москвы, Виктор Соснора из Ленинграда, Марк Сергеев из Иркутска, Илья Фоняков, Елизавета Стюарт, Александр Кухно и «студенческая команда НЭТИ» - из Новосибирска. Разделившись на группы, в которые вошли и томичи, они разошлись по учебным корпусам политехнического института. Утро в каждом из них началось не с лекций, а с часа поэзии.
Мне довелось провести этот час в десятом корпусе ТПИ. Тон ему задала Таня Богданова, студентка из Новосибирска: «Только тронь позитрон, только тронь.// Позитрон, как патрон у огня:// Стоит пальцем задеть позитрон –// Будет взрыв. И не будет меня».
Уже через несколько часов в актовом зале Дома культуры ТПИ, где собрались участники Дня поэзии, слышны были веселые пересмешки: «Только тронь позитрон, только тронь!» - «А что?» - «Будет свет. И не будет тебя».
Вечером поэтический праздник переместился в Лагерный сад. Буквально накануне плотники института соорудили здесь эстрадную площадку, вкопали свежеструганные скамейки. Возле эстрады на треноге полыхал самый настоящий олимпийский факел. Репродукторы разносили по всей округе голоса ораторов. На шеях гостей – пестрые косынки. Лица собравшихся (а их море!) оживлены, молоды, прекрасны. Казалось, весь город собрался сюда, чтобы послушать стихи.
А они звучали самые разные. Вот поднимается на эстраду невысокая хрупкая Елизавета Стюарт. Немногие знают, что она коренная томичка. Здесь прошла ее юность, здесь начало ее рабочего и творческого пути. Ее сменяет поэт-рабочий, поэт-фронтовик Александр Балин.
А потом на берегу Томи допоздна звучали гитары, самодеятельные студенческие песни: «Есть у нас в институте предмет,// Пусть его в расписании нет,// Но про нас говорится недаром:// Каждый третий – немножко поэт».
Летом того же 1964 года в Томске прошел семинар томских и кемеровских поэтов. И вновь на нем плечом к плечу стояли «универсалы» и «политехники».
Десять ежегодных незабываемых Дней поэзии вписали вузовские литобъединения Томска в его историю. Первый, как сказано выше, прошел в два этапа – сначала в ТГУ, потом в ТПИ (ныне тоже университет). Следующие девять проведены под эгидой ТПИ. Он взял на себя основные распорядительные и финансовые заботы. Что до организационных дел, то они легли на плечи литобъединения «Молодые голоса» и его «лаборанта». К тому времени на этом посту Василия Казанцева сменила выпускница ТГУ, автор нескольких прозаических книг Тамара Каленова. Она вела занятия по теории, видам и жанрам литературы, основам стихосложения, готовила литературные страницы для газет «За кадры» и «Молодого ленинца», проводила литературные вечера в студенческих общежитиях, а я (на правах мужа и коллеги) помогал ей. Мне, увлеченному в ту пору главным образом стихотворчеством, было проще отвечать за программу и проведение очередных Дней поэзии ТПИ. Так вот и получилось, что связь литературных объединений ТГУ и ТПИ стала крепиться теперь через нас с Тамарой, а дальше – через Томскую писательскую организацию и весь ее творческий коллектив.
Сбылось предсказание Виктора Бокова: Томск и правда стал поэтическим Олимпом Сибири. К Дням поэзии ТПИ (1964-1973) добавились Неделя молодежной книги издательства «Молодая гвардия» (1970-1976) и другие литературные праздники. Трудно даже перечислить тех, кто побывал на них. Назову самые известные имена: Виктор Астафьев, Сергей Антонов, Василий Федоров, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Владимир Костров, Владимир Личутин, Глеб Горбовский, Александр Кушнер, Маргарита Алигер, Джеймс Паттерсон, Владимир Цыбин, Владимир Высоцкий, Николай Старшинов, Валентин Устинов, Александр Романов и многие другие.
Особо отмечу студентов ТГУ и ТПИ, которые участвовали в Днях поэзии ТПИ и стали впоследствии членами Союза писателей. Кроме уже названных, это Станислав Федотов, Анатолий Омельчук, Александр Казаркин, Валерий Сердюк, Владимир Крюков, Александр Родионов, Геннадий Карпунин, Геннадий Кругляков, Александр Казанцев, Михаил Зайцев, Геннадий Скарлыгин, Александр Рубан, Леонид Шелудько, Сергей Яковлев, Владимир Бельчиков, Тамара Бердюгина (Пономарева). Иных уж нет с нами. Другие живут в Москве, Омске, Волгограде и других городах страны и хранят (верю в это!) память о том незабываемом времени.
Вслед за Тамарой Каленовой и мне довелось руководить литобъединением ТПИ «Молодые голоса». Это был самодеятельный студенческий коллектив - один из многих. Кроме него, в институте действовали: знаменитый театр миниатюр и песен (МИП), его преемники театр «Сегодня студент смеется» (ТССС) и факультетские КВНы, Народный оперный театр ТПИ (он выступал с концертами в Киеве, Ереване, Шушенском и районах Томской области), «Радио ТПИ», «ТПИ-фильм», «Фотохроника ТПИ», клубы «Фантазия» и «Мечта», «Лада», «Каникула», общественно-политические кружки «На полушариях» и «Прометей», агитбригада «Снежинка». А еще - драматическая студия, вокально- музыкальные ансамбли «Алгоритм» и «Робус». А еще: кружок «Музыкальные пятницы», клуб аквалангистов «Афалина», ансамбль бального танца «Виктория», клуб «Заметка» - при той же редакции газеты «За кадры», где студенты учились писать заметки и фельетоны. Комнаты боевой славы (КБС), стройотряд «Поиск», воздвигший уникальный памятник воинам-сибирякам в селе Верховье на Смоленщине, стройотряды «Синильга», «Каникула», «Ассоль», «Меридиан», «Голубая стрела»… Такое вот созвездие самодеятельных талантов.
Ныне, когда в Томске все институты стали университетами, нелишне вспомнить, что отличительной чертой этого уровня учебных заведений прежде было то, что они обучали не только точным, но и гуманитарным наукам. А гуманитарные науки питает прежде всего художественное слово, художественный образ. За последние десятилетия в силу разных причин интерес к ним читателей, зрителей, слушателей заметно снизился, но по опыту знаю, что в таком студенческом городе, как наш Томск, он и сейчас довольно высок. И сейчас в нем немало людей творчески одаренных, а болельщиков и того больше. Думаю, пришло время, опираясь на опыт прежних лет, создать в каждом вузе литературные кружки и объединения, которыми бы руководили члены Союза писателей, вернуть в газеты, на радио и телевидение «Литературные страницы», продумать систему «самодеятельного образования» и пропаганды художественного творчества в масштабах Томска и области.
А закончить эти страницы памяти мне хочется песней выпускника ТПИ, инженера-конструктора, бывшего начальника отдела надежности легендарного Томского приборного завода, одного из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли страны, создававшей баллистические межконтинентальные ракетные комплексы, члена Союза писателей России Владимира Бельчикова (1944-2011): «А над Лагерным – вьется музыка,// А по улице – только парами.// Ты тревожишь аккорды, Усовка,// Молодая моя, гитарная.// Вспомни, Усовка, - скоро сессия!// Заливаются соловьи.// Очень радостно, очень весело// Вторят им гитары твои.// Я иду. И встает приветливо// Корпусами – мой вуз Лирический.// Главный корпус Моей Планеты –// Главный корпус Политехнического».
Сергей ЗАПЛАВНЫЙ.

 
По теме
"Весь мир - театр. В нём женщины, мужчины - все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль", - завещал нам Великий Бард в пьесе "Как вам это понравится" (As You Like It).
- Лауреат II степени - старший хор (рук. Е.В. Васильева); - Лауреат II степени - младший хор (рук.
Образцовый детский коллектив хореографический ансамбль «Улыбка» (4 класс, руководитель Зимина Альбина Николаевна) стал участником Фестивального Олимпийского Движения.
Всемирный день театра — это международный профессиональный праздник театральных работников, учрежденный в 1961 году инициативой конгресса МИТ при ЮНЕСКО и отмечаемый 27 марта ежегодно во всем мире.
Концерт состоится 12 апреля на сцене БКЗ Томской филармонии Источник: kp.ru Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН Популярная певица Вика Цыганова выступит в Томске с юбилейный концертом «Легенда шансона.