Не музыка, а взрыв. «Сибирские узоры» - 40 лет пути

В тот год, когда «Сибирские узоры» появились на свет, Стрежевой получил статус города,  в космос СССР запустил 91 корабль, и все успешно, Александра Пахмутова написала песню «Любовь, комсомол и весна», а Владимир Шаинский выдал сразу два хита «Вместе весело шагать по просторам» и «Идет солдат по городу». Алла Пугачева пела о трудностях учебы – «Песню первоклассника», а Яак Йола – о солнечных часах. Микаэл Таривердиев сочинял музыку для фильма «Ольга Сергеевна», Гия Канчели для «Мимино», народ распевал песенку Д`Артаньяна из только что вышедших на экраны «Трех мушкетеров».

С песней - на танке!
Но все эти песни были из телевизора, а живую музыку жителям томской глубинки дарил ровесник этих песен - ансамбль народных инструментов, созданный в том же 1978 году в Томской филармонии. Баян Геннадия Черненького и балалайка Олега Башлыкова, чуть позже примкнувшие к ним домры Ольги Лугачевой, Надежды Подручной, Ирины Суднишниковой и контрабас-балалайка Олега Иволгина брали за душу селян и горожан русскими наигрышами и русскими песнями. И, как бы это ни звучало сегодня странно, но рабочие на заводах, доярки на фермах «Коробейникам», «Валенкам» и тому, что «Светит месяц», были рады не меньше, чем «Женщине, которая поет» в телевизоре…
Новый ансамбль призван был усилить народное направление в концертной деятельности. Про «укрепление» и «усиление» хорошо понимал тогдашний художественный руководитель филармонии Олег Иволгин. Именно он убедил баяниста Геннадия Черненького собрать вокруг себя людей, таких же как он, - любящих народную музыку, народные инструменты, владеющих ими в таком же совершенстве.
Страна тогда жила согласно пятилетним планам, и перед коллективом ставились вполне конкретные задачи: 24 концерта в месяц.
- Годовой план мы выполняли уже к 1 Мая. Давали по два-три концерта в день. Репетировали каждый день, вернее, каждое утро, с 7.30, - вспоминает Геннадий Черненький. - Я старался добиваться ансамблевого звучания. Когда в единое дыхание, то все получается. Это большое дело – играешь, а сосед дышит с тобою в унисон.
У энтузиазма были свои причины. Нарабатывали репертуар. Первую программу подготовили с заслуженной артисткой России Натальей Гавриловой. «Романс. Песня. Вальс». И дальше пошли по классике: «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Метель» Г. Свиридова, «Пер Гюнт» Э. Грига. Переложения симфонической музыки на народные инструменты делал сам Черненький, а художественный текст читала Светлана Иволгина. Публика и в городе, и в селе принимала на ура такие программы.
В первые годы своего существования ансамбль народных инструментов в филармонии был немногочисленным коллективом (если не считать фортепианного трио и струнного квартета), зато охватывал своим творчеством всю область и прилегающие к ней территории Кемеровской, Новосибирской областей, Алтайского края.
- Прилетели мы в Каргасок самолетом, дальше надо к буровикам, на вахту, а тут налетел настоящий буран – машины не могут идти, - рассказывает Геннадий Черненький. – Секретарь райкома спрашивает: «На танке поедете?» «Поедем». И дали танк. Откуда он, не знаю, но к нему прицепили сани. Мы в санях, на нас сверху набросали с десяток тулупов, чтобы не продувало, и доставили до места. Дали концерт, обратно тоже на танке.
-  На северах бывали часто. Мы тоже нефть добывали, - с улыбкой рассказывает Ольга Лугачева. – Программа была везде одинаковая: прилетаем, нас ведут на буровую, показывают, после обеда мы в той же столовой даем концерт. Домры, балалайка, баян были по душе вахтовикам.
По душе игра «народников» Томской филармонии пришлась и москвичам. На концерте в Доме работников искусств, где область презентовала Москве свое искусство, нужна была визитная карточка. И ей стала песня «Серебристый город на Томи», музыку которой написал Геннадий Черненький. Она была настолько популярна, что звучала по радио в качестве позывных. Пел Вячеслав Угольников, а играл ансамбль народных инструментов.

От Тихого океана до Пиренейского полуострова
Насколько широка страна, артисты ансамбля народных инструментов узнавали на собственном опыте. Ездили не просто много, а очень много. Десять-двенадцать дней в месяц обязательно приходилось на гастроли. У каждого уже был готов «дорожный набор»: термос, кипятильник и теплый шарф, чтоб согреть инструмент, если выезжали в сильный мороз. А вот названия у ансамбля не было до самой перестройки, и даже когда в стране объявили гласность, «народники» филармонии все еще были безымянными.
- Афиши нужны были яркие, ударные. Поэтому и задумались, - поясняет Ольга Лугачева, первая домристка ансамбля. - Включение коллектива в реестр Росконцерта (произошло это в конце советской власти) ускорило процесс. Идею с названием подал Александр Спиридонов (контрабас – балалайка), в то время он был художественным руководителем. Конечно, «узоров» по стране было много, но сибирских еще не было. Название прижилось быстро, легло на имидж коллектива, и уже к моменту гастролей по Дальнему Востоку вместе с ведущей «Музыкального киоска» Элеонорой Беляевой стало для всех родным.
В Томск известная телеведущая в 1993 году привезла нескольких музыкантов и певцов из Москвы. Сначала «Сибирские узоры» дали концерт в Органном зале. Послушав томских музыкантов, Беляева включила ансамбль в состав своего музыкального тура по городам Дальнего Востока. И «Сибирские узоры» играли в самых престижных залах Хабаровска, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре, Петропавловска-Камчатского. В программе – шедевры из золотого фонда народной музыки: «Светит месяц», «Коробейники», «Утушка луговая». Кроме того, ансамбль тогда впервые аккомпанировал московским солистам.
- Принимали нас потрясающе, даже Тихий океан показали, а в Петропавловске-Камчатском я разыскала своего племянника, который служил на Тихоокеанском флоте, - рассказывает Ольга Лугачева.
Гастроли «Сибирских узоров» в составе Росконцерта были первыми и последними. Вскоре Росконцерт расформировали.
После крушения Советского Союза бывшие республики в одночасье стали ближним зарубежьем. И сначала музыканты «Сибирских узоров» шутили, что выступали заграницей, вспоминая концерты в Тбилиси в 1988-м в составе Томской филармонии во время Дней Томской области в Грузии. А на заре третьего тысячелетия взяли, да и рванули на фестиваль в Финляндию, причем, заметьте, джазовый.
- Я люблю очень контрастную музыку, очень яркую. Не музыка, а взрыв на сцене. А джаз и рок-н-ролл люблю с юности, и мне нравилось их смешивать с народными мелодиями, - признается Юрий Полянин, руководивший «Сибирскими узорами» двадцать лет, с 1992 года. – Аранжировки – это фактически новые сочинения, так как берется известная тема и обрабатывается. Я подбирал произведения, которые будут оригинально, но не смешно звучать со сцены. Хотя иногда делал специально с юмором. Например, Кате Дворниченко дал песню из репертуара популярной тогда негритянской певицы. Это был, конечно, некий стёб, зато весело. Самыми популярными были «Подмосковные вечера», исполняемые в духе Deep purple на баяне, балалайке и домре.
Организаторов фестиваля «Балтик джаз» в Дальсбруке (финское Монте-Карло) Полянин нашел сам. Если первый раз «Сибирские узоры» были для всех старожилов фестиваля этаким котом в мешке, то уже на следующий год их звали, их ждали, на их концертах были аншлаги.
- Приходили посмотреть на сумасшедших русских, которые играют джаз на балалайке и баяне. И это в 2001 году. Представьте, там был Ленинградский диксиленд. Они нас послушали, потом подошли ко мне. «Да у тебя такие ребята играют! В них вкладывать надо!» - говорит Юрий Полянин.
В Испании, куда ансамбль поехал через несколько лет, публика ждала не джаза, а русскую музыку, и тут развернулась Екатерина Дворниченко.  Ее вокал и звучание русских народных инструментов жителям Пиринейского полуострова понравились настолько, что у них появились постоянные слушатели, о выступлении артистов из Сибири писали местные газеты. Ведь когда поют о любви – это понятно без перевода.

«В сорок лет все только начинается»
Фразу героини Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» на репетиции юбилейного концерта произносят почти все «узоровцы», но с разными интонациями. Шутливо. Иронично. С оптимизмом.  И у каждой эмоции есть основания.
Жизнь любого творческого коллектива в чем-то похожа на семейную, а уж когда коллектив небольшой по составу, да еще и постоянно гастролирующий, то человеческие качества оказываются иногда важнее профессиональных компетенций. Ведь государственное задание (по-старому – план) «Узоры» выполняют в основном за счет выступлений в детских садах и школах, а дети – публика особая. Поэтому программы составляются с учетом возраста слушателей. Но на детских песенках профессионально не вырастешь, мастерство не отточишь, а ведь у каждого артиста есть свои творческие амбиции.
И всегда важно, кто «рулит». Геннадий Черненький подбирал виртуозов, Виктор Прибылов и Александр Спиридонов работали с теми, кто приходил сам в ансамбль. Юрий Полянин подбирал музыкантов, чтобы они могли играть новую музыку. «Золотой состав сам по себе не возникает. Мне не нужны те, кто спит на сцене», - говорил он. Именно Полянин  пригласил в «Сибирские узоры» Екатерину Дворниченко, Максима Алдохина, Вадима Немерещенко, Николая Кузнецова.
Но играть «новую» музыку (джаз, рок, эстраду) соглашались далеко не все. В том «золотом» составе ансамбля, который ездил на фестивали и гастроли в Польшу, Финляндию, Испанию – Юрий Полянин (баян), Юрий Морозко (балалайка), Павел Юрьев (домра), Максим Алдохин (домра-альт), Владимир Дорохов (ударные), Бронислав Семичов (контрабас-балалайка), Екатерина Дворниченко (вокал) – не было уже виртуозных домристов Ольги Лугачевой и Алексея Пиоттуха. Они вышли из «Сибирских узоров» в середине 90-х и создали свой коллектив – дуэт «Интрада», успех к которому пришел довольно быстро. Лугачева и Пиоттух остались верными классике. К тому же Алексей сочинял свои композиции и делал переложения на домбру сложных симфонических произведений.
Два года назад «Сибирские узоры» возглавила выпускница Новосибирской консерватории Наталья Култышева (домра), и ансамбль повернул в сторону академического исполнительства. Даже известные и давно сыгранные композиции «Светит месяц», «Ах, ты, береза» исполняются в иной манере, иногда в новых обработках и переложениях.  В обращении к классике, которую играют сегодня «узоровцы», с одной стороны, можно увидеть продолжение традиций, заложенных еще Геннадием Черненьким, а с другой – новую тенденцию. Переложения симфонических сочинений звучат не как аккомпанемент, а как самостоятельные произведения, где каждый артист может показать свое исполнительское искусство. К слову, о составе. В «Сибирских узорах» сегодня соединились «вчера» и «сегодня»: в ансамбль недавно вернулся Станилав Фельдбейн, (домра) который помнит начало творческой жизни «узоров», а чуть позже пришел после консерватории Кирилл Кызлаков (домра).
Поэтому в репертуаре остаются и хиты, которые прославили ансамбль и которые публика желает слышать. На юбилейном концерте «Буги-вуги» на баяне сыграет Игорь Мудрин, а обработку белорусской песни «Я табун стерегу» - балалаечник-виртуоз Николай Кузнецов. Прозвучит «И весь этот джаз» в исполнении Екатерины Дворниченко, и зарубежная эстрада на английском языке в исполнении Татьяны Кузнецовой. К слову сказать, далеко не в каждом ансамбле народных инструментов есть свои вокалистки, а у «Сибирских узоров» их сразу две. Причем обе замечены и отмечены жюри различных конкурсов.
…Как готовятся «Сибирские узоры» к своему юбилейному концерту, в филармонии слышат все: то «Звенит январская вьюга» А. Зацепина, то «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона.
- А вот тут хорошо бы пустить поздравления от Сергея Захарова или Олега Безинских, - предлагает ведущий концерта Илья Гваракидзе.
Действительно, новой вехой в жизни ансамбля стали концерты с известными эстрадными исполнителями: Сергеем Захаровым, Евгенией Смольяниновой, Олегом Безинских, Евгением Южиным, Игорем Манашировым, Станиславом Серебренниковым. Как признавались потом приглашенные солисты, такой опыт выступления под аккомпанемент народных инструментов оказался полезным.
- Потому что в народных инструментах – душа народа. А мы эту «душу» руками трогаем, - замечает балалаечник Николай Кузнецов.
У «Сибирских узоров» нет точной даты рождения, поэтому свои 40 они решили отметить под Новый год. Поэтому для своих поклонников приготовили новую праздничную программу.
Татьяна ВЕСНИНА.

Ещё новости о событии:

Концерт «Нам – 40», посвященный юбилею коллектива, состоится 20 декабря в 19 часов в Большом концертном зале (пл.
12:40 19.12.2018 Департамент общего образования - Томск
Концерт «Нам – 40», посвященный юбилею коллектива, состоится 20 декабря в 19 часов в Большом концертном зале (пл.
12:21 19.12.2018 Администрация Томской области - Томск
В тот год, когда «Сибирские узоры» появились на свет, Стрежевой получил статус города,  в космос СССР запустил 91 корабль, и все успешно, Александра Пахмутова написала песню «Любовь, комсомол и весна»,
17:57 18.12.2018 Красное знамя - Томск
 
По теме
Более ста лет ученые изучают физиологию сна. Иван Пигарёв провел сотни экспериментов и выдвинул новую гипотезу о предназначении сна.
Томичке от имени ее начальника позвонил мошенник и выманил 1 млн рублей - ГТРК Томск Томичке позвонил мошенник от имени ее начальника и выманил 1 млн рублей. Женщина стала очередной жертвой аферистов, переведя деньги на "безопасный счет", сообщает пресс-служба регионального УМВД.
ГТРК Томск
Акция "Дарю тепло", с. Баткат - Шегарская ЦКС 16 марта Дом Культуры с Баткат во время проведения народного гулянья  «Маслена  неделюшка», приняли участие во Всероссийской акции  «Дарю тепло» сотрудники  Дома Культуры и библиотеки рассказали молодежи и подросткам,
Шегарская ЦКС
«Весеннее танго» - Детско-юношеская библиотека Возрастная категория: 6+ 15 марта в библиотеке состоялся концерт «Весеннее танго», посвященный весенним праздникам.
Детско-юношеская библиотека